28 августа — успение Богородицы
успение Богородицы
О, Пресвятая Богородице, спасай всегда наследие Твоё! Владычице, помогай нам!
28 августа — успение Богородицы
успение Богородицы
О празднике
Празднуется 28 августа. Этот день входит в число 12 самых важных церковных праздников.

Слово «успение», однокоренное со словом «усопший», означает «сон».
Успение Пресвятой Богородицы — это день, когда христиане вспоминают, как Божья Матерь мирно завершила свою земную жизнь.
Но это не день скорби, напротив - это праздник, потому что душа Богородицы переселилась в Царство Небесное к своему Сыну
Считается, что праздник Успения Пресвятой Богородицы церковь установила в IV в., а оформление праздника в церковном чине шло вплоть до VII в. Издавна празднику Успения предшествует двухнедельный пост, который был утвержден в XII в. на Константинопольском соборе, при патриархе Луке.
Что говорит история?
В Библии подробно не описано, как ушла из жизни Богородица, но Церковь сохранила это в Священном Предании — через рассказ, который хранился с первых веков.

В каком возрасте Пресвятой Богородицы произошло это событие?
Точный возраст, в котором произошло успение (смерть) Пресвятой Богородицы, неизвестен. Однако, по наиболее распространенной версии, это произошло через 10-15 лет после Воскресения Иисуса Христа. Предполагается, что на момент смерти ей было от 55 до 70 лет. Некоторые церковные историки, такие как Евсевий Кесарийский, указывают на 48 год по рождеству Христову, но есть и другие версии. В любом случае, в канонических писаниях нет точных сведений о смерти.
Что говорит история?
В Библии подробно не описано, как ушла из жизни Богородица, но Церковь сохранила это в Священном Предании — через рассказ, который хранился с первых веков.

В каком возрасте Пресвятой Богородицы произошло это событие?
Точный возраст, в котором произошло успение (смерть) Пресвятой Богородицы, неизвестен. Однако, по наиболее распространенной версии, это произошло через 10-15 лет после Воскресения Иисуса Христа. Предполагается, что на момент смерти ей было от 55 до 70 лет. Некоторые церковные историки, такие как Евсевий Кесарийский, указывают на 48 год по рождеству Христову, но есть и другие версии. В любом случае, в канонических писаниях нет точных сведений о смерти.
После вознесения Господа на небо Божья Матерь жила в Иерусалиме довольно продолжительное время, много молилась, вела тихую, смиренную жизнь, часто приходила ко Святому  Гробу Господню.

В одно из таких посещений Архангел Гавриил предстал перед Нею с благой вестью о том, что через три дня Пресвятую Богородицу ожидает смертный час и отход в Царствие Небесное ко Христу Богу.

“В знамение всего этого архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь: это была сияющая светом небесной благодати ветвь финиковой пальмы; ее должны были, как сказал архангел, нести пред одром Богоматери, когда пречестное и пречистое тело Ее будет несено для погребения.”

Пресвятая Богородица с радостью и благодарностью приняла благую весть и начала приготовления к Своей кончине.
“Матерь Божия просила не плакать, а радоваться Ее кончине, так как, ставши ближе к Божию престолу, лицом к лицу взирая на Сына Своего и Бога и беседуя с Ним уста к устам, Она может по смерти с большим дерзновением умолять Его о милосердии и благости; при этом преблагословенная Богородица обещала не оставлять сиротами по Своем отшествии и не только их, но и весь мир: Она весь мир будет посещать, внимая его нуждам и помогая бедствующим.”

По просьбе Пресвятой Богородицы Господь собрал в этот день всех Апостолов из разных стран, мест их служения чудесным образом: на облаках они были принесены в Иерусалим, чтобы с честью предать погребению пречистое тело Ее.

“Пресвятая Дева всех призывала к Себе, называя каждого по имени, всех ублажала за веру и труды в благовестии о Христе и всех утешала обещанием не оставить мира в сиротстве и всегда внимать молитвам прибегающих к Ней.”
тропарь

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Русский перевод

Родив Сына, сохранила девство, и после смерти, Богородице, Ты не оставила мира, потому что перешла к жизни, явившись Матерью Жизни

(т. е. Господа), и Твоими молитвами избавляешь от смерти души наши.

Родив Сына, сохранила девство, и после смерти, Богородице, Ты не оставила мира, потому что перешла к жизни, явившись Матерью Жизни (т. е. Господа), и Твоими молитвами избавляешь от смерти души наши.

В день отшествия Пресвятой Богородицы Господь с ангелами, архангелами, святыми праотцами и пророками, которые предвозвещали о Пресвятой Деве, сошел с неба и принял пречистую душу Ее. При этом Она не ощутила никакой боли, но как бы уснула сладким сном. Лицо преблагословенной Девы Марии сияло как солнце, и от пречистого тела Ее исходило дивное благоухание, подобного которому здесь, на земле, невозможно и найти. Все верующие, благоговейно почитая пречистое тело, лобызали его со страхом; от честных мощей Богородицы исходила освящающая сила, наполнявшая радостью сердца всех прикасавшихся к нему. Болящие же получали исцеления: слепые прозревали, у глухих отверзался слух, хромые выпрямлялись, бесы изгонялись – всякая болезнь совершенно исчезала от одного только прикосновения к одру Божией Матери.

Торжественное шествие через весь Иерусалим в Гефсиманию сопровождалось облачным кругом, походим на венец и ангельским пением до самого места погребения.
Апостолу Фоме суждено было послужить открытию воскресения Богородицы, как некогда он же своим сомнением содействовал к большему удостоверению воскресения Христова. По смотрению Божию он прибыл в Гефсиманию только на третий день по погребении Её тела. Когда, отвалив камень, они увидели, что во гробе лежали только погребальные пелены, от которых разливалось неизреченное благоухание, пречистого же тела не было во гробу.

На вечерней трапезе Апостолам явилась Сама Пречистая Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни». Обрадованные апостолы и все присутствовавшие с ними воскликнули вне себя от восторга: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Это было не просто событие, а чудо любви и Божьей милости. Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, ибо Она «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула».

«Жено, – с любовью обратился к Своей Матери Ее умирающий Сын.

“И указывая глазами на Иоанна, сказал Ей: «се, сын Твой» Потом, обращаясь к любимому ученику, произнес: «се, Матерь твоя».

«Жено, – с любовью обратился к Своей Матери Ее умирающий Сын. “И указывая глазами на Иоанна, сказал Ей: «се, сын Твой» Потом, обращаясь к любимому ученику, произнес: «се, Матерь твоя».

Апостол Иоанн до последнего был со Спасителем, у подножья креста Апостол Иоанн стоял с Божией Матерью.
«Жено, – с любовью обратился к Своей Матери Ее умирающий Сын. “И указывая глазами на Иоанна, сказал Ей: «се, сын Твой» Потом, обращаясь к любимому ученику, произнес: «се, Матерь твоя». Так Сам Господь усыновил Иоанна, а в лице его и весь человеческий род Божией Матери. С этого времени Иоанн взял Пресвятую Деву к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни.

Именно Апостол Иоанн шел первым при торжественном погребении Пресвятой Богородицы с райской ветвью в руке
Пётр, Павел, Иаков и другие апостолы понесли тело на своих раменах; Иоанн Богослов с райскою светозарною ветвию шёл впереди; прочие же святые и верующие ученики и множество народа сопровождали одр со свечами и кадилами, направляясь от Сиона чрез Иерусалим к Гефсиманской веси, оглашая воздух пением священных песней.

Архангел Гавриил –  “служил Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во святом святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия (Лк.1:27-38), неотступно охранял Ее во всё время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре, – по прошествии трех дней, – Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве час смертный, архангел говорил Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призывают Ее в бессмертную жизнь к вечному Царю славы”

Архангел Гавриил –  “служил Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во святом святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия (Лк.1:27-38), неотступно охранял Ее во всё время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре, – по прошествии трех дней, – Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве час смертный, архангел говорил Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призывают Ее в бессмертную жизнь к вечному Царю славы”

Почему это важно для православных христиан?
Название праздника — Успение — отражает христианское отношение к смерти.
Смерть — не конец нашего существования, а сон: усопший на время оставляет мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни.
Православные христиане в своих молитвах просят Бога о мирной кончине, об избавлении о внезапной смерти, чтобы успеть покаяться и умереть в мире с ближними.
Смерть - переход к новой жизни, где встречает Христос!
“Через это событие Господь показывает нам, что Он уже начал выполнять Свое обещание воскресить всех нас, и начал со Своей Пречистой Матери.”
Смерть соединила Пресвятую Богородицу с Ее Возлюбленным Сыном Иисусом Христом.
Она продолжает заботиться о нас, молится за всех людей.
“Много великих чудес сотворило Её милосердие всем страждущим и скорбящим! Кто из нас, бедствующих в бурном житейском море, не чувствует, как Богоматерь близка к нашим воплям, как скоро послушна, чтобы дать нам помощь и утешение? (“Земная жизнь Пресвятой Богородицы”
Как отмечаетсЯ этот день в Церкви?
За две недели до праздника начинается успенский пост — с 14 по 27 августа. Такой же строгий, как и Великий пост.
Это время молитвы и очищения души. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества.

В тех приходах, где праздник Успения является храмовым (престольным), совершается особый чин погребения Богоматери. Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию Боготелесного погребения в Великую Субботу.
Издавна христиане молятся Богородице как заступнице и ходатаице перед Богом. Об этом говорится и в тропаре праздника Успения.
Кондак, глас 2
В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Непрестанно молящуюся за весь мир Богородицу, известную всем заступницу и надежду, гроб и смерть не удержали. Но как Матерь Бога, Источника жизни, к жизни перенес Тот, Кто родился от ее девственной утробы.
Праздник Успение Богородицы завершает годовой круг 12 великих церковных праздников, которые начинаются праздником Рождества Богородицы.

С особой торжественностью празднование Успения Пресвятой Богородицы проходит на месте ее погребения в Гефсимании (в Иерусалиме). Здесь был возведен храм, в котором хранились погребальные пелены Богородицы; в IV в. священный покров был перенесен во Влахернский храм Отпевание над гробом Богоматери напоминает отпевание над гробом Иисуса Христа в субботу накануне Пасхи, и сам праздник Успения считается Второй Пасхой.
Что изображает икона успениЯ?
Икона праздника.
Успенская церковь, Кемь, XVI в.
Собрание Русского музея.
На иконе Успения обычно изображено:
  • Богородица, лежащая на смертном одре;
  • Апостолы, окружившие её;
  • Иисус Христос, держащий на руках маленькую сияющую душу своей Матери — как младенца. Это символ её перехода к жизни вечной.
успенские храмы России
  • Первый Успенский собор был построен во Владимире в 1158–1160 годах: князь Андрей Боголюбский возвел его как главный кафедральный собор Руси.
  • В 1326 году был заложен Успенский собор Московского Кремля, ставший усыпальницей Московских Патриархов; как раз в это время из Владимира в Москву переместился митрополит. До XX века московский Успенский собор (перестроенный в 1470-х гг. Аристотелем Фиораванти) оставался главным кафедральным храмом России. В других городах Успенские церкви и соборы возводились в основном по подобию московского.
  • Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры. Русские зодчие тщательно скопировали, за небольшими отступлениями, Московский Успенский собор.
  • В честь Успения Пресвятой Богородицы освящен Трифонов монастырь в Кирове. Обитель была основана в 1580 году.
контакты