23 июня Святая троица
троица
День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников и главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.
23 июня Святая троица
святая троица
О празднике
День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников и главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

Очень важно не путать нашу Православную Пятидесятницу с иудейской, точно так же, как и Пасху. В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта.
тропарь

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
события
События Пятидесятницы
В воскресенье, на пятидесятый день после Пасхи, православные отмечают День Святой Троицы - важнейший праздник, посвященный сошествию Святого Духа на учеников Христа. Святой Дух - это Третья Ипостась, Третье Лицо, Третья Сущность Единого и Неделимого Бога. Значит, когда Святой Дух сошел на землю, миру и была явлена Троица - все Три Ипостаси Бога, отсюда и название. Именно этот день отмечается и празднуется, как день рождения Православной Церкви.

Событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, когда на горе Елеонской Он во плоти вознесся на небо. Наступил праздник ветхозаветной Пятидесятницы. Апостолы и Богородица находились в этот день в Сионской горнице в Иерусалиме — той самой комнате, где совершилась Тайная Вечеря. Именно там, как написано в Новом Завете, произошло Сошествие Святого Духа на учеников Христа:
«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
Чудо не осталось незамеченным. Пятидесятница была общенародным праздником, и столица Израиля наводнилась верующими. Люди приехали из разных городов и даже соседних стран. Каково же было их изумление, когда они, привлеченные шумом, подошли к дому, где собрались апостолы, и услышали, что те говорят на самых разных языках. Сперва народ решил, что ученики Христа просто-напросто пьяны: «говорили: они напились сладкого вина» (Деян 2:13).
Но апостол Петр развеял эти домыслы и рассказал людям о смысле чуда, о том, что с этого дня апостолы будут проповедовать Христа Воскресшего всему миру: «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Деян 2:14-18)
Кондак

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Бóга человéком невозмóжно видети, на Негóже не смéют чини áнгельстии взирáти
Иконография Святой Троицы- это попытка визуально отобразить величие и непостижимость Бога.

«Здесь предел того, что херувимы закрывают крыльями». Так свт. Афанасий Великий говорит о непостижимой тайне Троического Божества. Однако Господь нашего ради спасения приоткрывает завесу. По учению св. отцов, Бог Троица помимо отношения к миру имеет бесконечную полноту внутренней жизни, Он есть беспредельная и всесовершенная Любовь.
Когда мы говорим о Троице, то должны сказать: «Бог ― единая Сущность (одно царство, одно могущество, одна власть, одна сила), пребывающая в трех Личностях (трех Я, трех Самосознаниях). Священное Писание, Предание и наш личный опыт говорят о том, что Бог ― это три Личности, но не три отдельных бога, а Один Бог. В Божественной природе нет времени, поэтому категории «старше–моложе» по отношению к Лицам святой Троицы некорректны.
Хорошо визуализирует учение о Пресвятой Троице пример со свечками. Берем три свечки. Сначала зажигаем одну, потом от нее одновременно зажигаем две других, соединяем их и оставляем гореть вместе. Сколько огней? Один. Сколько горящих свечей? Три. Это яркий пример, на котором легче понять, что Троица ― один Бог. Бог триедин в вечности и всегда действует как Пресвятая Троица. Бог Отец ― замышляющая причина, Бог Сын ― творящая сила, Бог Дух Святой ― сила, приводящая к совершенству.
В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама.

« И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. (Быт. 18:1-8) »
троица в живописи
Святая Троица Андрея Рублева
Главная икона праздника, которую в День Святой Троицы выносят в центр храма - знаменитая "Ветхозаветная Троица" Андрея Рублева.
На Стоглавом Московском соборе 1551 года было решено: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать “Святая Троица”»

Явление трех мужей Аврааму понимается в христианстве как прообраз Троичного Бога. Символический смысл этого события отразился и в иконографии «Гостеприимства». Но полнее всего догмат о Троице, образ троичности Божества выражен в иконе преподобного Андрея Рублева.
"На светлом (изначально золотом) фоне изображены три Ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний Ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым Ангелом - гора, за левым - палаты. Головы Ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца, знак жертвы.

Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Средний Ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, Ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него. Основной смысл образа прозрачен - в недрах святой Троицы идет совет об искуплении человечества",
Все Ангелы рублевской "Троицы" обращены друг к другу неслучайно. Замкнутость круга общения, когда Ангелы склоняются друг к другу и к чаше, когда даже их взгляды образуют круг…
Так предстоящий перед иконой человек втягивается внутрь иконы, и взгляд его невольно фокусируется на чаше - чаше жертвы. Она центр. Она главное. И нам, смотрящим на икону, открывается еще одна тайна Бога - тайна бесконечной Божественной Любви к нам. Ведь это из любви к нам, людям, Бог посылает Своего Единородного Сына в наш мир - жертва, искупляющая человечество, жертва, выкупающая человечество из плена греха.
Вспоминается молитва Сына Божия в Гефсиманском саду: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26, 39).
троица в поэзии
Праздник Троицы воспевали поэты и художники
"Троица" И.Бунин, 1893

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

"Утро на Троицу", Луговская Н.Н.

Роща юная, белоствольная
На заре росою умоется,
Звоны слышатся колокольные –
Воскресенье святое, Троица!

Звоны чистые, колокольные
Разливаются в поднебесье.
Славят Троицу нивы привольные,
Славят птицы звонкою песнею.

И любое Божье творение
Повторя молитву вслух,
Славит Вечное единение –
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух!

"Утро на Троицу", Луговская Н.Н.

Роща юная, белоствольная
На заре росою умоется,
Звоны слышатся колокольные –
Воскресенье святое, Троица!

Звоны чистые, колокольные
Разливаются в поднебесье.
Славят Троицу нивы привольные,
Славят птицы звонкою песнею.

И любое Божье творение
Повторя молитву вслух,
Славит Вечное единение –
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух!

традиции празднования
Почему храмы украшают березами?
На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.
Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Всенощное бдение
На Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В сам праздник Троицы в православных храмах совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, прославляющая сошествие Святого Духа, и читаются три молитвы с коленопреклонением священнослужителей и прихожан. Так завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

Священники надевают зеленые одежды. Зеленый символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа.
По церковному обычаю служители облачаются в праздничное зелёное убранство, служба торжественная и очень красивая. Храм украшают полевыми цветами и ветками молодой берёзы, пол устилают свежим сеном и травой-это символизирует обновление людей благодаря Святому Духу. Миряне молятся за церковь, за верующих прихода, за благополучную жизнь на земле и за упокой душ усопших. На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.
Всенощное бдение
На Накануне Дня Святой Троицы в церквях совершается всенощное бдение. В сам праздник Троицы в православных храмах совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, прославляющая сошествие Святого Духа, и читаются три молитвы с коленопреклонением священнослужителей и прихожан. Так завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

Священники надевают зеленые одежды. Зеленый символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа.
По церковному обычаю служители облачаются в праздничное зелёное убранство, служба торжественная и очень красивая. Храм украшают полевыми цветами и ветками молодой берёзы, пол устилают свежим сеном и травой-это символизирует обновление людей благодаря Святому Духу. Миряне молятся за церковь, за верующих прихода, за благополучную жизнь на земле и за упокой душ усопших. На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.
Народные гулянья
Изучая историю православных праздников, следует отметить, что Троица имеет давнюю народную традицию. Всегда миряне устраивали в этот день народные гулянья, праздновали широко и щедро. Предки прошлых поколений считали Троицу важным событием в жизни верующих, а в народе появилось второе название Зелёные святки.
У молодых девушек всегда были в этот день свои секреты и ритуалы. Принято было ходить в берёзовую рощу для заготовки молодых побегов берёзы для дома. Из полевых цветов и разнотравья девушки плели огромные венки, бусы и гирлянды, ими украшали дерево возле дома или ворота. Такое действо сопровождались песнями и хороводами, часто общей трапезой на траве.
В праздничный день у молодых девушек было красивое одеяние, которое они сами готовили и украшали. Считалось, что если девушка приглянулась молодому парню на этом празднике и он её сосватает, то будет свадьба и молодые проживут хорошую жизнь. Хозяюшки пекли к празднику различные булки и калачи, ими угощали гостей. Три дня не работают, воспевают труд на земле, хороший урожай и благополучную жизнь.
Дела милосердия Храма Спиридона Тримифунского
Наши подопечные
· ПВР Дубки , ул. Демократическая , 52
· ПВР Старт. Ул. Советской Армии, 243.
· «Детский дом No3 для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». Ул. Мориса Тореза, 8
· ФГБУ 426 военный госпиталь МО РФ. Ул. Невская, 2
· САМАБАТ- Самарский Батальон.
· Помощь Донбассу, Луганску

Вы можете присоединиться к делам милосердия:
Адрес: 443011, г. Самара, ул. Советской Армии, д.251 литер Б
Телефон: 8 (937) 992-33-60
Email: sthram@inbox.ru
Дела милосердия Храма Спиридона Тримифунского
Наши подопечные
· ПВР Дубки , ул. Демократическая , 52
· ПВР Старт. Ул. Советской Армии, 243.
· «Детский дом No3 для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». Ул. Мориса Тореза, 8
· ФГБУ 426 военный госпиталь МО РФ. Ул. Невская, 2
· САМАБАТ- Самарский Батальон.
· Помощь Донбассу, Луганску

Вы можете присоединиться к делам милосердия:
Адрес: 443011, г. Самара, ул. Советской Армии, д.251 литер Б
Телефон: 8 (937) 992-33-60
Email: sthram@inbox.ru
Контакты